Насколько верно говорить о заслуживании народом правительства, которое он имеет

Интересно, что буквально никого не встречал, кто хоть как-то бы объяснил это пустопорожнее присловье.
Нет, вы только прикиньте, иные записные атеисты (вы встречали современных либералов, исповедующих какую-нибудь религию, где серьёзно верят в Бога? Разве что сатанисты...) проповедуют нам о каких-то кармических заслугах? Ладно бы ещё от верующих такое можно было бы услышать, извинительно, хотя это было бы суеверие, ибо беспочвенно. Их логику ещё можно понять – народ в чём-то некогда провинился, стал заслуживать плохой участи, и вот, ему прилетело от высших сил предназначение, что иных правителей, чем плохих, он не сможет иметь, как бы ни старался. Как бы ни бились лучшие умы и мужи страны, всё равно они обречены – всё равно победят нехорошие.

Лично я бы ещё мог согласиться с этим, всё-таки верующий, положено по статусу что-то такое признавать, но даже я не могу соглашаться с таким иррациональным подходом.

Смотрите, если это выражение было бы верным, то вырваться из него действительно не получалось бы в силу того, что некий приговор высших сил, чья-то воля держали бы народ в узде "заслуги". Но такое мышление отдаёт совсем не атеистическим подходом, подразумевая наличие сил, которые будут это осуществлять.

Я понимаю, что это выражение родилось в чьём-то мозгу для оскорбления того или иного народа, не иначе. "Вам плохо? – значит, заслужили. И не дёргайтесь" – обычный троллинг, соли на рану посыпать, без малейшего смысла под ним.

Из этого положения подразумевается только один выход – покайтесь, встаньте на колени (даже если не поняли, где виноваты), исправьтесь, делайте так, как вам говорят "успешные". И тогда – и только тогда, у вас станет всё хорошо. Как только "заработаете" лучшее правительство, так сразу его и получите. Тогда вам будет "положено" "хорошее" правительство, и кто-то вам его даст, поставит, организует.

Если бы оно было верным на самом деле, если бы высшие силы на самом деле следили за "заслугами" народов и стран, то как-то слишком примитивно это было бы. Как оно на самом деле, если посмотреть на источники? Например, Библия – есть кое-что, но не так, да и не то.

Вот один момент: за некие злодейства высказывается пожелание-проклятие – "поставь над ним нечестивого, и дьявол да встанет по правую руку его". Которое Иуде Искариоту сбылось, а так вроде больше никому в истории, пока писалась Библия – и адресовано оно к тому же отдельному человеку, но никакому не народу. Было подобное, правда, ещё с городком Сихемом и Авимелехом история, но там было взаимное уничтожение, обе стороны отличились и "заработали" проблемы – действительно, похоже. Правда, не только люди получили царя по заслугам, но и царь получил заслуженных им подданных. Но без проклятия Иофама вряд ли бы такое смогло осуществиться, здесь видны силы, приведшие в действие механизм. Но это и всё с "заслуживанием", других случаев нет.

Можно привести и другой момент: случалось, что Бог неоднократно наказывал евреев за неверность, отдавая их в руки других народов, однако это вряд ли можно назвать правительством, это было порабощение. Во многих случаях, будучи порабощёнными, они продолжали иметь своих правителей. Нет, не похоже на то, что говорится в нашей сентенции. В ней ведь не так, как было у евреев в реальной их истории – их проблема была в единодушном делании плохих дел – и народом и руководством, после которых они вместе попадали в проблемы. В данной же поговорке именно что правительство плохое, и народ угнетается и имеет от этого правительства кучу проблем, и при этом в народе явно не видно того, из-за чего он в проблеме с правительством. И ещё это правительство правит как-то по глупому, неудачно, что ни делает, всё у него выходит добрым людям на смех. Нет, у этой поговорки нет библейских истоков. Можно допустить это как наказание в каких-то случаях, о чём бы Бог объявил заранее, однако ни в коем случае как закон, обязательный для всех во всех случаях... И если бы поговорка была верна, то должно бы иметь место "за что". Однако никто пока ещё не удосужился назвать порок народа, вызвавший такое "заслуженное" наказание. Само же по себе никакой очевидности преступлений народа в целом нет. "Вата"? Совок? – так русские разные бывают, очень разные. Склонность к насилию? – тот же ответ... Процент людей, любящих насилие и преступление, в России в целом не выше, чем у других народов. На Западе этих совков в разы больше, поскольку там послушание всяким правилам, законопослушность порядочно выше. Но именно "совковость"-законопослушность западного человека делает Запад привлекательным и процветающим.

Если посмотреть просто логически, без отсылок на высшие силы, может ли это быть на самом деле? Может ли это "правило" о связи качества народа и правительства быть правдой?

Отчасти да, есть в ней рациональное зерно. Между народом и правящими кругами есть какие-никакие связи. И проблемы в привычках обычных людей так или иначе распространяются и на уровнях организации власти. Но вот так напрямую, чтобы "заслуживать"? – увольте. Ничего подобного. Разве что по чистому совпадению ряда факторов. Но это не приговор, не цепи, из которых не вырваться.

Кроме того, многие неплохие народы или группы людей вполне себе имеют "плохое", незаслуженное правительство. И наоборот, иные не самые лучшие по характеру группы людей могут иметь правительство, успешно осуществляющее обустройство жизни в стране.

И потом, где это бывает, чтобы вся нация или народ были поголовно одинаковыми в добре ли, в зле ли, в талантах или проблемах? Разве что в очень малых народностях что-то близкое к такой одинаковости может быть, но и там нет единства.

Так что ни с одной стороны в этой словесной конструкции нет здравого смысла. Так, прикол... Или пропагандистский приём против кого-то, кто очень не нравится.